Войти с помощью соц.сетей

Войти с помощью

Праздник Масленица

Тип статьи:
Авторская
Праздник Масленица

Праздник Масленица пришел из глубокой древности, когда славяне были язычниками и чтили множество грозных богов: Ярило, Даждь-бога, Сварога и прочих, воплощавших в себе, по представлениям людей, неумолимые и могучие силы природы.

По тем немногочисленным данным, которые дошли до современников, Масленица – мифический славянский персонаж, символизирующий одновременно плодородие, зиму и смерть. Праздновали этот праздник на весеннее равноденствие. Кстати, древние языческие праздники почти всегда были как-то связаны с явлениями астрономическими. Конец марта — поворот от холода зимы на весеннее тепло, начало пробуждения природы от зимнего сна и зарождения новой жизни.
Историки дают разные трактовки сути этого праздника, так как не сохранилось конкретных описаний языческих обрядов славян. О масленице можно судить по тому, как этот праздник отмечали в России и на Украине в 15-19 веках. В литературных и художественных зарисовках тех времен масленичные народные гулянья длятся неделю и включают катание на лошадях, кулачные бои, конные ристалища, ледяные горки, качели, ряженье в маски. Также характерная черта Масленицы – рекой льющееся спиртное, разгул, пьяные драки, неумеренное потребление сладостей и прочих яств.
Всю праздничную неделю повсеместно пекли блины, круглая форма которых символизировала солнце – атрибут тепла и жизни.
В некоторых городах России строились снежные крепости с башенками, гуляющие делились на – защитников и нападающих, и разыгрывали красочные баталии. Побеждающие в недолгой борьбе разрушали городок, затем дружно разъезжались по домам. Очень ярко и наглядно этот обряд изобразил русский художник — сибиряк Василий Суриков в своей картине «Взятие снежного городка». По мнению некоторых историков, взятие городка символизирует борьбу угасающей зимы с идущими ей на смену силами пробуждающейся весны. Не менее символично выглядит и самый характерный для Масленицы обряд – сжигания чучела или пучка соломы. Так наши предки «изгоняли» зимние холода и призывали весну.
Таким образом, праздничные масленичные обряды ярко иллюстрируют мистическое отношение славян — язычников к силам природы, преклонение перед стихией, и явно ничего общего не имеют с христианством.
Сейчас, хотя Масленица — язычница не входит в праздничный христианский календарь, в России принято праздновать ее на последней неделе перед православным великим постом. Многие россияне воспринимают этот факт как превращение Масленицы языческой в христианскую с целью присоединения к церкви большего количества людей. То есть, якобы церковь использовала Масленицу, и сместила акцент с языческих на евангельские верования.
На самом же деле последняя неделя перед постом направлена на духовную и физическую подготовку к этому событию. На этой неделе не только ограничивают себя в еде, но и стремятся направить помыслы в духовную сферу. Такое состояние души навряд ли может сочетаться с разгульным масленичным весельем.
Праздновать ли Масленицу, каждый решает для себя по-своему. Да и кушать блины и радоваться жизни, конечно, не является зазорным. Главное, в стремлении к веселью не перейти черту, за которой в жизнь входит пьяный разгул и обжорство. И, уж конечно, не участвовать в обрядах и игрищах, языческий смысл которых загадочен и полон темноты.

166
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
Подгружаемый список контента