Лицензирование как инструмент оптимизации использования интеллектуальной собственности

Продажа лицензии – это один из способов получения дохода посредством аренды своих активов. Данный способ позволяет получить огромную прибыль на инвестированный капитал: отношение дохода от продажи лицензий к стоимости создания интеллектуальной собственности может быть безгранично высоким.

Кроме того, лицензирование предоставляет другие преимущества. Его можно использовать для извлечения выгоды из производственных мощностей лицензиата, его каналов сбыта, маркетинговых усилий, не тратя времени и денег на создание собственной инфраструктуры. Это самый выигрышный способ использования сторонних ресурсов. Он дает возможность производить и продавать продукт целиком и полностью за счет чужих ресурсов.

Естественно, что лицензиат тоже извлекает определенные выгоды из такого сотрудничества. Он, со своей стороны, тоже использует сторонние деньги и ресурсы, но только ваши. Он не тратил денег и сил на создание интеллектуальной собственности, лицензию на использование которой купил у вас. Он использует вашу интеллектуальную собственность для получения дохода и значительную его часть оставляет себе.

Обычно вы получаете лишь небольшую долю зарабатываемого лицензиатом дохода. Однако даже эта доля может во много раз превышать ваши исходные затраты на создание интеллектуальной собственности. Кроме того, продажа лицензии может обеспечить вашему продукту рынок сбыта в регионах, которые в противном случае остались бы для вас недоступными, то есть вы получите дополнительные выгоды. Или, например, если ресурсы лицензиата позволяют потратить на производство и распространение гораздо больше, чем ваши средства, то при таком раскладе небольшая доля большого дохода определенно лучше, чем весь доход, но небольшой. Более того, иногда ресурсы лицензиата позволяют вам не только получать роялти, но и повышать стоимость своего бизнеса.

Франшизы

Действительно ли использование чужих ресурсов и лицензирование так часто встречаются в реальной жизни? Существует ли такое явление на самом деле или это не более чем теоретическая концепция? Ответ на этот вопрос вы видите каждый раз, когда проходите мимо ресторанов «McDonald's» или, например, бутиков со всемирно известными именами. Все это яркие примеры самого распространенного в современной культуре способа использования чужих денег и ресурсов: франчайзинга. Сегодня это наиболее популярная и наиболее успешная стратегия быстрого обогащения.

Франшиза, в современном понимании, всего лишь разновидность лицензии. Франчайзер, по сути, предоставляет одному или нескольким франчайзи право на воспроизведение своего успешного бизнеса. Эта лицензия обеспечивает получателя фактически готовым бизнесом, включающим в себя все необходимые для успеха компоненты.

Франчайзер создает процветающее предприятие, а затем выделяет ключевой фактор своего успеха и каким-то образом обеспечивает его неприкосновенность. Иными словами, он получает исключительные права на использование интеллектуальной собственности, лежащей в основе его конкурентного преимущества. Эта интеллектуальная собственность может затрагивать любой из основных компонентов бизнеса. Обычно она включает в себя товарные знаки и ноу-хау, иногда патенты и авторские права. Ноу-хау (и патенты) часто относятся к системам организации бизнеса, общению, продукции и правовым аспектам, создающим фундамент успешного бизнеса. Многие процветающие франшизные структуры построены на удачной системе или бизнес-модели, например, на системе быстрого приготовления гамбургеров и коктейлей.

Интеллектуальная собственность как фундамент франшизы

Какие аспекты бизнеса дают франчайзеру преимущество перед конкурентами? Что делает его уникальным и выделяет на общем фоне?

У каждой преуспевающей компании есть свое конкурентное преимущество. Существует множество аспектов, делающих бизнес уникальным или в чем-то лучшим. Это может быть, например, более высокая производительность, лучшее отношение к клиентам, более высокие стандарты контроля качества, запоминающийся внешний вид, более эффективные бизнес-системы или просто лучший продукт. Все это, безусловно, может стать ценным активом предприятия. И зачастую именно эти характеристики закладывают основы для успешного франчайзинга.

Разумеется, если франчайзер не позаботится о получении исключительных прав на использование активов, создающих его конкурентное преимущество, то любой желающий сможет их скопировать и тогда лицензия потеряет свою ценность. Франчайзер должен принять все необходимые меры для защиты интеллектуальной собственности, лицензию на использование

Вместо того чтобы финансировать расширение бизнеса за счет собственных средств или использования традиционных способов, прибегает к сторонним ресурсам. Он использует чужие деньги, ресурсы и усилия для укрепления своих позиций на рынке. Стороны подписывают франшизный контракт, по которому франчайзер предоставляет франчайзи право на использование интеллектуальной собственности для создания бизнеса по модели процветающей компании-франчайзера. Разумеется, в договор включено условие об осуществлении контроля за качеством. В итоге получается, что, хотя владельцем бизнеса является получатель лицензии, в глазах потребителей он становится как бы «вторым я» франчайзера.

За предоставление права на использование интеллектуальной собственности франчайзер получает роялти. Кроме того, усилиями франчайзи укрепляется деловая репутация лицензиара, в результате чего увеличивается стоимость его бизнеса.

Получатель лицензии, в свою очередь, тоже выгодно использует ресурсы других людей является ноу-хау, бизнес-системы, товарные знаки. Кроме того, он получает дополнительные преимущества: бесплатное обучение, экономию за счет больших объемов производства и совместные рекламные мероприятия. С точки зрения использования сторонних денег, ресурсов обе стороны остаются в выигрыше.

В целом лицензионные и франшизные контракты считаются ценными бумагами только в том случае, если они определялись как договор об инвестировании. Поскольку традиционно и франчайзер, и франчайзи прилагают усилия к получению ожидаемой прибыли, эти сделки по закону не считаются операциями с ценными бумагами.

285
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
Похожие статьи

Собственное производство: мини ферма

Молочная мини ферма — актуальный бизнес в настоящее время.
Подгружаемый список контента